Новостройки под Микроскопом

Рубрики

Сообщения с форума

Вы недавно смотрели

Каталог новостроек


Программа сноса жилых домов в Москве имеет заокеанские корни?

Вы здесь

Специалисты по предварительному сговору

"Специалисты по предварительному сговору" - такой подзаголовок вполне уместен применимо к нашей тематике. Кто пишет законопроекты, нарушающие имущественные права миллионов?! Таким вопросом задался коллектив авторов приводимого ниже доклада, который посвящен тому, как происходит процесс законотворчества (а точнее, написания законов с заданными властями параметрами) организациями, позиционирующими себя в качестве ведущих, независимых, экспертных. При этом, данные организации переключаются с западных грантов на финансирование банковским лобби (заинтересованном в массовой застройке, невзирая на соблюдение нормативов - лишь бы увеличились бы кредитные потребности).

Интересная выходит картина. Средневековый рынок - базар, на котором продают право "написания" законов, по которым будут жить 140 млн. граждан. Продают всем желающим взять за "работу" меньшую сумму. Как это связано со сносом домов в Москве (продвигаемая отдельными лицами программа "реновации") и кто за этим стоит?

Сразу оговоримся, для наглядности по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B_9cmVxX1GX3SDRqSmRQT19VMlE (ссылка подправлена = у всех должно загружаться) собраны письменные доказательства нижеизложенного - прежде всего, открытые данные в виде скриншотов с официального сайта Института экономики города . 

Наконец-то собраны воедино и обобщены материалы, связанные с так называемой «программой реновации» жилого фонда

И при рассмотрении  этих материалов открываются любопытнейшие документы, которые, как нам кажется, могут свидетельствовать о том,  что за подготовкой более чем спорного законопроекта о реновации жилого фонда находятся действиях лиц, направленные на:

во-первых, отрицание результатов приватизации жилищного фонда;

во-вторых, отрицание того, что именно руками граждан в советский период были созданы все те объекты недвижимости, которые и были переданы им после 1991 года при разделе по сути совместно созданного имущества;

и внедрение американской жилищной модели, которая всем была бы не плоха, если бы не противоречила по многим своим параметрам длительному периоду существования СССР и оставшимся от него экономическим результатам,  которые существуют перед нашим взором на территории всех российских городов в виде зданий, объектов социальной инфраструктуры и проектов планировок,  многие годы назад превратившихся в застроенные территории.

                                                          --------------         

Массовый снос домов (не только пятиэтажных) по программе реновации и американская жилищная модель

История подмены.

Началось всё в 1995 году, когда группа граждан решила скинуться по одной тысяче рублей, вшестером, и, собрав «невиданную» по объему сумму в 6 тысяч рублей, основала частный  фонд, который назвали громко (как часто называются многие фонды) –  Фонд Институт экономики города [1] .

Обратились за грантами к американскому федеральному агентству международного развития (АМР США) USAID, указав, что собираются на полученный грант, если таковой будет им предоставлен, заниматься «всем хорошим против всего плохого»: развитием муниципального самоуправления, развитием гражданского общества, всячески способствовать частной собственности и всему прочему, что только можно придумать[2].

Гранты получили. Почти что сразу приклеились к Минстрою России 2 . Другого места применения для полученных грантов не нашлось. И с самого начала своего существования до сегодняшнего дня эти энтузиасты  «ходят кругами вокруг застройщиков»  (крупных строительных фирм), лужковской администрации, московского правительства и федеральных структур, связанных с застройкой городов [3].

 

Наивный вопрос: об институте экономики какого города идет речь?

 

На сайте Фонда можно найти  ответ:  В 1992-95 годах будущие сотрудники Фонда «Институт экономики города» работали в качестве консультантов с Urban Institutе  Вашингтон ( USA DC Washington, D.C. Urban Institute, 2100 M Street,NW), далее см.информацию из годового отчёта Фонда 2 .

Часть участников Фонда, громко называемого «Институтом экономики города», повышала уровень своих  экономических знаний в Америке, как например активный участник работы этого Фонда  –  Полиди Т. (есть  такая гражданка), которая закончила учебное заведение в Соединенных штатах и с тех пор, судя по ее персональной странице на сайте этого частного фонда, занимается продвижением американской экономической жилищной модели в Российской Федерации [4].

В чем зачастую проглядывает с трудом скрываемый интерес во внедрении в России  «американской жилищной модели», или точнее того, что хотят за нее выдать?

Больших секретов никто не делает. В конечном счете всё сводится к тому, что жилые кварталы должны кому-нибудь приносить прибыль.

Если отбросить в сторону тот исторический факт, что у нашего государства правопреемника (Российской Федерации) был предшественник государство СССР и, в связи с этим, на руках у граждан находятся миллионы квартир, а вместе с ними право собственности на многоквартирные  жилые  здания и землю (документы на которую блокируют много лет), а неожиданно сообщить, что распоряжаться всем этим добром граждане больше не будут. Мы что же – начинаем новый исторический отсчет с нулевого уровня? А как же все законы переходного периода, согласно которым к частным собственникам перешли квартиры, здания и земельные участки…[5] http://www.dolewka.ru/sites/default/files/upload/sudba-zemelnoy-reformi.pdf

С чего бы это?

Кроме налогов, которые платят граждане,  и расходов по содержанию своего имущества они никому ничего не должны.

Многие тысячи жилых кварталов по всей стране не должны быть источником никаких иных денежных средств. Они стали почти полностью частными.

Нет повода  «врываться» в кварталы и искать там дополнительный источник обогащения.

А если исходить из того, что земля гражданам как будто не принадлежит? Известно из множества исследований,  что попытки скрыть принадлежность земельных участков собственников многоквартирных домов, скрыть регистрационные документы, привели к тому, что город Москва, как юридическое лицо, записало себе в Устав, а также в ряд других документов, что все земельные участки и земли, не принадлежащие частным лицам, муниципальным образованиям, а также органам федеральной власти, принадлежат московскому правительству и оно вольно ими распоряжаться [6].

Если нет возможность снести под каким-либо предлогом – скажем, аварийности,  если аварийности нет, то можно придумать термин, который бы на впечатлительных граждан произвел  достаточное впечатление и они не стали бы защищать свою недвижимость, например, моральный износ, моральное старение, некомфортность жилья, какую-то еще глупость, которая вообще никак не связана с правом частной собственности, то в этом случае можно снести всё.

Ларчик открывается.

А дальше – здесь ларчик открывается просто, достаточно посмотреть на документы,  представленные на сайте Фонда Институт экономики города (http://www.urbaneconomics.ru).

В тот момент, когда был введен «закон об иностранных агентах», фонд Институт экономики города «изобрел» и создал еще один фонд - «Управления целевым капиталом Фонда «Института экономики города» (ФЦК ИЭГ) [7] ,  который возглавили те же лица, что и сам Фонд Институт экономики города [8].

 В Попечительский совет фонда «Управления целевым капиталом Фонда «Института экономики города»» вошли представители трёх крупнейших банков страны – Внешэкономбанка, Банка ВТБ, Сбербанка России, а также федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которые стали дарить фонду деньги для дальнейшего активного обмена денежными знаками между фондом Управления целевым капиталом и самим Фондом Институт экономики города [9]. В совет по использованию целевого капитала входят первые заместители руководителей трех указанных банков, а также Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которые управляют подаренными фонду  денежными средствами (всё теми же банками или Агентством по ипотечному  жилищному кредитованию), в том числе размещают их на банковских счетах.. Как это квалифицировать, остается на усмотрение читающего.

Для начала  Сбербанк подарил скромные 20 миллионов рублей, Агентство ипотечного жилищного кредитования подарило 100 миллионов, и ВТБ и Внешэкономбанк какие-то еще суммы – это всё есть в финансовых отчетах. В результате в первый же год  фонд Управления целевым капиталом  получил таким образом безвозмездно 200 миллионов рублей, которые были вложены в банки через совет по использованию целевого капитала (они же  – банковское руководство), но уже  как деньги фонда [10].

Исходя из размещенных на сайте Фонда сведений, можно сделать вывод, что государственное Агентство ипотечного жилищного кредитования, которое Фонд Институт экономики города активно критикует, на самом деле является одним из наиболее крупных «дарителей» средств этого страшно «независимого» Фонда!

Одновременно началось внедрение в деятельность по подготовке документов городского планирования не только Москвы, но и других крупных городов, а также воздействие на местное региональное законодательство, а временами – и федеральное [11].

Для увеличения своих возможностей в 2003 году Фондом Институт экономики города было создано Общество с ограниченной ответственностью «Институт экономики города», что следует из документов налоговых органов [12].

Это ООО участвует в государственных тендерах, на которые органы исполнительной власти города Москвы, выставляют на торги написание законов, регулирующих правоотношения на территории такого субъекта Российской Федерации, как город Москва. Это, в том числе  разного рода  градостроительные законы [13], [14].   

Сотрудники частного фонда с гордостью сообщают о своей деятельности по подготовке 100 федеральных законов [15], в том числе Земельного, Жилищного и  Градостроительного кодекса, который, по сообщению сотрудников Фонда, правят и сейчас, при этом не скрывая своего оригинального видения регулирования имущественных правоотношений, которые они предполагают регулировать с помощью градостроительного закона, а не так как  во всём цивилизованном мире – посредством Гражданского кодекса – закона, направленного непосредственно на регулирование имущественных правоотношений.

На протяжении ряда лет, по мере того, как Фонд заслуживал всё более высокую степень одобрения заказчиков, подготавливая нормативные акты регионального и федерального уровня, не прекращалось получение грантов от федерального американского агентства развития USAID, а также частного американского Фонда Евразия [16], [17].

Дружная группа экономистов и архитекторов подготовила значительное количество законов, в которых в качестве сторон встречаются в основном жители, жильцы, население.

Таких понятий как «частная собственность», «приватизация», правопреемство РФ от  СССР – в этих документах нет вовсе, или практически сведено к минимуму.

В итоге в 2014 году в недрах Фонда появилась программа, которую можно условно считать черновиком (вариантом) программы реновации, в которой речь уже шла о повсеместном сносе, целиком, жилыми кварталами домов на территории любого города Российской Федерации (упоминалось, что  речь идет об аварийных кварталах) [18].

Тут надо сразу же сделать оговорку, что жилой фонд целиком кварталами от Москвы до Баренцева моря прийти в аварийное состояние не может. Такое допущение само по себе уже вызывает некие сомнения.

Вторая программа Фонда (тоже, по сути, аналог «реновации») о поквартальном сносе жилого фонда, построенного в советский период, возникла в 2016 году, уже объемом не 100 с лишним страниц, а на 45-ти [19].

Для саморекламы и повышения своей значимости Фонд представлял себя как независимую группу экспертов и в 2015-2016 году оказался  в ТОП-50 по итогам ежегодного мирового рейтинга «фабрик мысли» Global Go To Think Tank Index Report, а в 2015 году на 44 позиции среди ведущих независимых аналитических центров Центральной и Восточной Европы [20]. Это впечатляющее достижение группы лиц, которые рекламировали себя как структуру способную помочь гармонизации отношений в обществе, в том числе в случае градостроительных конфликтов.

При этом,  одним из требований для признания независимыми экспертами, а также инновационными «фабриками» независимой мысли –  является отсутствие  аффилированности с органами власти и подготовки лоббистских законов.

Для придания Фонду независимости и было создано самим Фондом юридическое лицо – ООО «Институт экономики города», которое выигрывает государственные тендеры для написания насквозь лоббистских документов для застройки городов Российской Федерации, в том числе столицы.

Это смычка российской бюрократии и группы частных лиц, получателей американских грантов, которые рекомендуют такую модель развития российских городов, ради которой надо механически «отрезать» всю историю советского периода развития и созданную руками граждан и поделенную между ними при развале СССР жилую недвижимость.

Ещё раз посмотрим документы.

Что же мы видим? Три банка, которые с удовольствием занимаются предоставлением кредитов, в том числе строительным организациям, а также Агентство по ипотечному кредитованию, которые и являются основными кукловодами этого Фонда, по сути финансируют создание некой программы, с помощью которой можно сносить сплошь и рядом все жилые кварталы, потому что они не приносят прибыли, о чем многократно сообщает Фонд, без  особых обоснований, говоря что «так в мире положено», «это американская система, более прогрессивная, более удобная, приносящая прибыль», «город должен развиваться, город должен приносить прибыль».

Кому прибыль? Зачем прибыль?

Как выясняется, это прямо направлено против частной собственности как таковой.

То есть, если под каким-то предлогом снести жилой квартал, где граждане платили налоги, но были более ничем никому не обязаны,  застройщики, получив от городской администрации землю, «освобожденную» от частных домов,  как и положено застройщикам, закладывают эту землю в банках (стоимость земли в Москве  от 510 миллионов до 1 миллиарда 210 миллионов за гектар), и могут спокойно строить [21]. Банки  получают проценты,  земля (недвижимость) у них в залоге. Поскольку было уже озвучено, что в городе может появиться до полутора миллиона новых москвичей (покупателей квартир) это будет связано очевидно с уплотнением жилой застройки, уничтожением (катастрофическим уменьшением) озелененных территорий жилых кварталов.

На месте сегодняшних кварталов могут вырасти высотные строения,  новые москвичи будут брать кредиты под жилье, и таким образом кварталы, которые на сегодняшний день являются частными, на ближайшие 20-25 лет превращаются  в дойную корову для банков, а для многих – в имущество, которое надо постепенно выкупать.

Вот такая идея якобы «развития городов». Причем идея для всей страны, не имеющая никакого отношения к социальному устройству государства, к правопреемству от СССР, к гарантиям частной собственности и далее, и далее, и далее.

 

[1]             Выписка из ЕГРЮЛ Фонд «Институт экономики города»

 

[2]             Годовой отчет Фонда «Институт экономики города» - 1996 г.

 

[3]             Материалы Открытых слушаний по законопроекту о развитии застроенных территорий. 06.10.2014, Москва, ул.Тверская, д. 20, стр.1, конференц-зал Фонда «Институт экономики города»

 

[4]             Сведения с сайта Фонда Институт экономики города — специалисты - Полиди Т.

 

[5]             Обзор «Приватизация. Земля. Градостроительная деятельность. Итоги 1991-2017»

 

[6]             Пункт 54 Обзора «Приватизация. Земля. Градостроительная деятельность. Итоги 1991-2017»

 

[7]             Выписка из ЕГРЮЛ Специализированный фонд управления целевым капиталом фонда «Институт экономики города»

 

[8]             Устав Специализированного фонда управления целевым капиталом Фонда "Институт экономики города"

 

[9]             Годовой отчёт за 2013 Специализированного фонда управления целевым капиталом Фонда "Институт экономики города", стр.6-7: «3.Сведения о составе и деятельности совета по использованию ЦК ИЭГ

               В соответствии с Уставом ФЦК ИЭГ функции совета по использованию целевого капитала осуществляет Попечительский совет ФЦК ИЭГ, образованный по решению Правления ФЦК ИЭГ (протокол №4 от 29 июля 2013 г.).

               В состав Попечительского совета ФЦК ИЭГ избраны:

  1.                Васильев Сергей Александрович, член Правления, заместитель Председателя Внешэкономбанка, Председатель Попечительского совета Фонда «Институт экономики города» (представитель Фонда «Институт экономики города», являющегося получателем дохода от ЦК ИЭГ);
  2.                Пожарнов Станислав Игоревич, исполнительный директор Управления государственных и муниципальных проектов и программ ОАО «Сбербанк России» (представитель ОАО «Сбербанк России»);
  3.                Пузанов Александр Сергеевич, Председатель Правления ФЦК ИЭГ (представитель ФЦК ИЭГ);
  4.                Семенюк Андрей Григорьевич, заместитель генерального директора ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (представитель жертвователя – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»);
  5.                Сучков Андрей Юрьевич – Старший вице-президент – начальник Управления секьютеризации ОАО «Банк ВТБ» (представитель жертвователя – ОАО «Банк ВТБ»).

               Председателем Попечительского совета ФЦК ИЭГ избран Семенюк Андрей Григорьевич.»

 

[10]            Годовой отчёт за 2013 Специализированного фонда управления целевым капиталом Фонда "Институт экономики города", стр.7-8: «4. Формирование и пополнение ФЦК ИЭГ в 2013 г.

               ЦК ИЭК сформирован 22 августа 2013 г. в размере 170 808 тыс.руб.

               В 2013 году ЦК ИЭГ был пополнен на 39 000 тыс.руб. до 209 808 тыс.руб., из которых 209 133 тыс.руб. получены на формирование и пополнение ЦК ИЭГ по договорам пожертвования и 675 тыс.руб. получены в форме процентов от размещения на депозитных счетах в ОАО «Банк Москвы» денежных средств, полученных на формирование ЦК ИЭГ.

               Список жертвователей              и размеры пожертвований, полученных на формирование и пополнение ЦК ИЭГ в 2013 году, представлены в таблице 1.

               Пожертвование Фонда «Институт экономики города» на формирование и пополнение ЦК ИЭГ осуществлено, в том числе за счет средств благотворительной помощи, предоставленной Фонду «Институт экономики города» Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в размере 39 000 тыс.руб. и ОАО «Сбербанк России» в размере 20 000 тыс.руб.

               Таблица 1. Список жертвователей и размеры пожертвований, полученных на формирование и пополнение ЦК ИЭГ в 2013 г.

               №ЖертвовательСумма пожертвования, тыс.руб.1ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»100 0002ОАО «Банк ВТБ»50 0003Фонд «Институт экономики города»59 133Итого:209 133

               Имущество, составляющее ЦК ИЭГ, было передано ФЦК ИЭГ по договору доверительного управления ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами».

 

[11]            Годовой отчет Фонда «Институт экономики города» 1996 г., стр. 3: «Сотрудники Фонда принимали активное участие в работе над проектами Федеральных законов: «Об ипотеке (залог недвижимости», «О товариществах собственников жилья», «Жилищного кодекса», «Градостроительного кодекса», Государственной целевой программе «Жилище», Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ по вопросам жилищной реформы.»

 

[12]            Выписка из ЕГРЮЛ ООО "Институт экономики города"

 

[13]            Документы гос.заказа на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка предложений по совершенствованию процедур проведения публичных слушаний, связанных с осуществлением градостроительной деятельности в городе Москве». Из Технического задания:

               «2.3.1. Разработка на основании проведенного анализа предложений по совершенствованию законодательства г.Москвы, регламентирующего процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в г.Москве.

               2.3.2. Разработка предложений по совершенствованию федеральных законов в части оптимизации процедур подготовки и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.»

 

[14]            Документы гос.заказа на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка предложений по оптимизации процедур, связанных с проектированием и строительством объектов капитального строительства в городе Москве». Из Технического задания:

               «2.2. Цель работы:

               Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, направленных на сокращение количества и сроков прохождения административных процедур при реализации строительных проектов в городе Москве».

 

[15]            Главная страница сайта Фонда «Институт экономики города» http://www.urbaneconomics.ru/o-nas

 

[16]            Годовой отчет Фонда «Институт экономики города» - 2005 (юбилейный), стр 37

 

[17]            Годовой отчет Фонда «Институт экономики города» - 2012,  стр 46

 

[18]            Отчет о работе ИЭГ «Разработка комплекса нормативных правовых актов , направленных на совершенствование отношений в сфере развития застроенных территорий». Москва, 2014.

 

[19]            Практика развития застроенных территорий. «Запуск процессов преобразования территорий ветхой жилой застройки». Фонд «Институт экономики города».  Москва, 2016.

 

[20]            Годовой отчет Фонда «Институт экономики города» - 2015.

 

[21]            Постановление правительства Москвы от 29.11.2016 № 791-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»