Новостройки под Микроскопом

Публичные слушания - порядок проведения (часть 1)

Вы здесь

Как показывает практика, далеко не все москвичи знакомы с процедурой проведения публичных слушаний. А между тем, эти знания принимают все больше характер необходимости - поскольку механизм публичных слушаний в последние годы используется столичными властями для придания видимости законности масштабным строительным проектам, явным образом угрожающим жизни и здоровью москвичей. Также именно.

Предупрежден - значит, вооружен!

Для начала определимся с законодательной базой, которая может пригодиться в отстаивании своих прав и законных интересов при проведении слушаний.

Несколько простых рекомендаций:

В столице принято несколько подзаконных актов в форме Постановлений столичного Правительства. Необходимо указать основные из них.

http://www.dolewka.ru/article/norma-prava-o-poryadke-organizacii-i-prove...

Однако, хочется отметить, значимость этого постановления порой преувеличивается - оно по сути дублирует положения ст. 68-69 ГрК Москвы и ранее представленного Положения об окружных комиссии, где детально прописаны ее полномочия.

Продолжение данной статьи, в котором указывается, как эффективно действовать после собрания участников публичных слушаний:

http://www.dolewka.ru/article/publichnye-slushaniya-poryadok-provedeniya...

Кроме того, поскольку в Москве для проведения слушаний в градостроительной сфере созданы отдельные органы по каждому административному округу столицы, которые для краткости так и принято называть - окружные комиссии (полное название: ________ по такому то округу).

Существуют аналогичная комиссия (не путать с ГЗК, этому мы посвятили целых два материала: http://www.dolewka.ru/article/tochechnaya-uplotnitelnaya-zastroyka-chto-... , http://www.dolewka.ru/article/stanislav-stankevich-pravovaya-pomoshch - можно заменить ссылки)

В нынешних условиях необходимость досконального понимания всех аспектов процедуры публичных слушаний становится всё очевидней.
Это стало причиной появления нашего аналитического материала посвященного вопросам эффективного участия в публичных слушаниях. Эти рекомендации выработаны на основе «разбора полётов» по результатам опыта участия разных активных граждан в слушаниях, проходивших в столице за последние годы.

Публичные слушания Vs. Cобрание участников слушаний

Порядок проведения публичных слушаний в Москве регламентируется статьей 68 Градостроительного кодекса города Москвы и Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 №1258-ПП (ред. от 30.08.2011) "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве". Настоятельно рекомендую всем интересующимся изучить оба этих нормативных акта.

Многие путают понятие публичных слушаний с собранием участников публичных слушаний. А предшествующую этому собранию экспозицию материалов проекта, считают лишь подготовкой к слушаниям. К сожалению, даже многие активисты слабо ориентируются в процедуре проведения слушаний и недооценивают возможности экспозиции. А вот работники подконтрольных городским властям организаций ЖКХ тем временем - дружно пишут многочисленные одобрительные отзывы на экспозиции. Причём подозрительно похожим почерком. Наверно до дворников и лифтёров информация о слушаниях властями доводится гораздо лучше, чем до жителей.

На самом деле, и экспозиция, и собрание – это равнозначные этапы слушаний. То есть с точки зрения градостроительного законодательства мнения участников слушаний, высказанные на любом из этапов, включая сбор предложений в течение 7 дней после проведения собрания, имеют одинаковую силу.

Как можно выразить своё мнение?

Выразить же своё мнение по обсуждаемому проекту участники публичных слушаний могут согласно ч. 17 ст.68 Градостроительного кодекса Москвы с помощью:

записи в журнале учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы экспозиции;

выступления на собрании участников слушаний;

записи в журнале регистрации участвующих в собрании участников слушаний;

подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Однако не все варианты одинаково надёжны. Неугодные организаторам мнения и замечания, поданные последними двумя способами на отдельных листках и устные выступления на собрании, вполне могут быть выкинуты в мусорную корзину и не учтены в итоговом протоколе. И, что они действительно были, потом никому не докажешь. Поэтому лучше всего придти на экспозицию или собрание оставить своё мнение о проекте в письменном виде в специальных журналах.

Удобнее всего это сделать на экспозиции, чем на собрании. Т.к. она длится около двух недель и её можно посетить в любое удобное время. А собрание проходит один раз, длится всего пару часов и побывать на нём, есть возможность не у каждого.

Адреса экспозиций и мест проведения собрания

Экспозиция и собрания участников слушаний имеют по проекту планировки Ленинского проспекта одинаковые часы работы, но пройдут в каждом районе по своему адресу. По клику на адрес можно посмотреть местонахождение на Яндекс-картах.

Индивидуальные обращения

Если же у вас нет никакой возможности посетить ни экспозицию, ни собрание, то в любом случае стоит хотя бы направить свой отзыв о проекте в окружную комиссию в виде индивидуального обращения. Сделать это можно в течение 7 дней после проведения собрания участников слушаний.

На практике обращения сдать районным активистам из инициативной группы жителей , которые сдают их в окружную комиссию, предварительно сделав копию. Это хоть как-то может гарантировать, что эти отзывы не будут просто спущены в унитаз.

Что писать?

Как утверждают опытные активисты, особого смысла растекаться мыслью по древу и расписывать свои конкретные претензий к проекту - нет. Властям они наши аргументы не сильно интересны и писать их в своих отзывах даже несколько опасно. Ибо при подведении итогов слушаний власти интерпретируют конкретные претензии к проекту так, что будто бы вы в целом согласны с ним, но с незначительными замечаниями. Поэтому если вас хоть в чём-то не устраивает предлагаемый на слушания проект, то лучше всего просто написать что-то вроде: «Категорически против реализации данного проекта». Или как минимум с данной фразы должен начинаться ваш отзыв в журналах регистрации или индивидуальных обращениях, если уж очень хочется аргументировать своё мнение.

На мой взгляд, можно написать, например, что-то типа: «Категорически против реализации данного проекта, т. к. в результате его осуществления транспортная ситуация на Ленинском проспекте только ухудшится. Предлагаю вместо строительства эстакад и тоннелей пустить выделенные средства на прокладку линии метро или трамвая вдоль Ленинского проспекта».

Собрание

Как уже было отмечено выше, многие путают собрание с самими слушаниями и сильно переоценивают эту часть публичных слушаний. Не стоит строить иллюзий, что организаторов можно в чём-то переубедить и им реально интересны предложения и замечания жителей. Их задача протолкнуть, спущенный сверху готовый проект. Поэтому представители городских властей и проектировщиков, скорее всего, будут сидеть в президиуме со скучающими лицами и вяло отмахиваться от претензий жителей, как это было на слушаниях по Профсоюзной улице. К тому же обещания, даваемые ими обещания (например, поставить всем пластиковые окна или сделать в переходах лифты для инвалидов), не имеют никакой юридической силы и соответственно гарантии реального выполнения.

А с учётом того, что собрания участников слушаний по проекту планировки Ленинского проспекта назначены во всех 6 районах одновременно, то уровень компетенции людей, представляющих проект жителям будет почти наверняка крайне низким. Ибо власти будут, скорее всего, представлены лишь районным начальством, которое не особо знакомо с прожектом. И Крестмейн с Бахиревым из НИиПИ Генплана на 6 частей разорваться тоже вряд ли смогут и пришлют рядовых проектировщиков, плохо знакомых с реальной местностью. Собственно, как рассказывают очевидцы, примерно такой уровень компетенции проектировщиков был на недавних слушаниях по проспекту Вернадского в Тропарёво.

Вместе с тем я вас не отговариваю посещать собрание участников слушаний. Это редкостное зрелище, порой граничащее с дурдомом, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни каждому жителю. И потроллить организаторов неудобными вопросами тоже стоит в любом случае. Однако на конечный результат слушаний эти дебаты на собрании имеют весьма слабое влияние.

И выступить на собрании удастся далеко не каждому желающему. Например, на слушаниях по Профсоюзной надо было записаться заранее, а где и как это сделать никто, естественно, не объявлял. А ещё власти могут пригнать на собрание, зависимых от них работников ЖКХ и управ, которые займут первые ряды в зале и будут имитировать «довольных жителей», как это было на недавних встречах городского руководства с населением или на тех же слушаниях по Вернадскому и Мичуринскому проспектам в Тропарёво.

Однако, если вам всё-таки удаться прорваться к микрофону, то также как и в случае письменных отзывов очень важно начать выступление с чёткого обозначения своей позиции по рассматриваемому проекту: «Я категорически против реализации данного проекта». Ибо мнение каждого выступающего должно будет занесено в итоговый протокол наравне с отзывами, полученными четырьмя другими способами. Но не факт, что запись вашего выступления будет расшифрована правильно и полностью. Поэтому главное сказать ключевую фразу об отношении к проекту в самом начале.

Как зафиксировать своё мнение на собрании?

Специально выяснять мнение каждого, пришедшего на собрание, организаторы слушаний не будут, да и не обязаны. Вопреки расхожему мнению, никаких голосований по итогам собрания законодательством не предусмотрено. Поэтому озаботится выражением своего мнения необходимо самостоятельно и причём ещё во время регистрации участников собрания.

Как уже было сказано выше, сделать это лучше всего путём записи в журнал регистрации участников собрания. По закону в теории эти журналы должны быть доступны участникам слушаниям для внесения замечаний и предложений до окончания собрания. Однако на практике эти журналы часто исчезают вскоре после начала собрания. Поэтому написать своё мнение о проекте в них необходимо непосредственно во время регистрации участников слушаний сразу по прибытию на собрание. И приходить на собрание в связи с этим крайне желательно заранее.

При этом организаторы слушаний, скорее всего, будут скрывать от посетителей информацию, о том, что в журналах регистрации также можно оставлять свои отзывы о проекте. Вместо этого ими будет предлагаться оставить свои предложения и замечания на отдельных листках, которые они вполне могут «потерять» при необходимости. К тому же внешний вид журнала регистрации не всегда даёт заподозрить, что в нём вообще можно оставлять свои отзывы. Согласно постановлению Правительства Москвы №1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний» книга регистрации участников собрания должна выглядеть следующим образом:

|п/п | Фамилия, имя, отчество | Адрес места жительства | Иные сведения |

Т.е. в отличие от аналогичного журнала на экспозиции в данном случае специальной графы «Предложение, замечание» не предусмотрено. Зато есть абстрактная графа «Иные сведения», куда регистрирующие участников собрания тетечки на слушаниях по Профсоюзной предлагали писать свой телефон или место работы. На самом деле, именно сюда и надо писать своё отношение к рассматриваемому проекту. Поэтому если вас что-то в нём не устраивает, то сразу при регистрации пишите в эту графу: «Категорически против реализации данного проекта», вне зависимости от того, какие данные пишут там другие участники слушаний. Очень желательно, также проинформировать о такой возможности других регистрирующих жителей. Если вдруг организаторы будут возражать против оставления отзывов в журнале и предлагать делать это на отдельных листах, то напомните им, что согласно п.17 ст. 68 Градкодекса Москвы вы имеете право высказать свои замечания к проекту с помощью «записи в журнале регистрации участвующих в собрании участников слушаний», и вы настаиваете именно на данном способе.

Однако лучше всего вообще не откладывать дело до слушаний и постараться в оставшиеся несколько дней до 2 апреля посетить экспозицию материалов слушаний в своём районе и оставить там своё мнение о проекте в журнале учёта посетителей. При этом законодательством совершенно не возбраняется возможность направлять свои замечания и предложения к проекту несколько раз разными способами. Т.е. вполне можно оставить свой отзыв и в журнале на экспозиции, и в журнале на собрании и потом ещё направить индивидуальное обращение в окружную комиссию в течение 7 дней.

P.S. Данные рекомендации не претендуют на истину в последней инстанции. Поправки и замечания к ним от знатоков градостроительного законодательства и опытных активистов активно приветствуются. Как и распространение данной инструкции среди жителей Ленинского проспекта и других москвичей, столкнувшихся с аналогичными прожектами:

На самом деле САМЫЙ надежный способ - это подать замечания в течение недели после собрания (коллективное или личное). Замечания подписываются в двух экземплярах и приносятся в соотв. префектуру (или отдаются активистам). одно заявление идет в префектуру, на втором вам ставят штамп. После этого "потерять" заявление невозможно.
ОТВЕТИТЬ РАЗВЕРНУТЬ

bzikoleaks
1 апреля 2013, 20:51:17 UTC
А почему это надёжнее, чем записи в журналах?

ПОтому что журнал можно подменить (такие случаи бывали, и нередко). А если вы сдали письменное обращение, и у вас осталась копия с пометкой, подменять ее бесполезно - у вас есть железное док-во

Понятно. А не было ли случаев, когда Окр.комиссия отказывалась принимать пиьсменные обращения или ставить штампики на копии? Насколько вообще они обязаны ставить эти штампики?

В префектуре сдаётся в окно для приёма обращений, там на все документы ставится штампик, только по закону об обращении граждан должно быть указано полностью фио и ответный адрес.
примерная форма отзыва вот здесь: dubleru.net/download/file.php?id=35
Ещё интересный момент. После обеда (в префектуре 12-12.45) на входящих документах ставится печать завтрашнего дня, поэтому если срок подачи 7 дней, то нужно на 7 день только утром до 12 часов приносить.

в ЗАО По личному опыту можно сказать. Самый надёжный сценарий такой. После проведения собраний 11 апреля у Вас есть 7 дней для подачи своих предложений (в нашем случае «протестов») в Окружную градостроительную комиссию (в Префектуру ЮЗАО). Пять дней активисты должны ходить по квартирам и собирать с жителей подписи «Против представленного проекта». Желательно сделать одинаковые Заявления, раскидать их по почтовым ящикам заранее, а потом ходить собирать готовые подписанные. В каких-то квартирах подписаться может несколько человек (родители, дети, бабушки, дедушки), причем подписывать могут все кто умеет писать и школьники в том числе. Для таких случаев активисты при сборе подписей носят с собой дополнительно пустые Заявления.

Подписи лучше чтоб собирали старшие по домам и подъездам. Их почти все знают им доверяют.
После того как подписи собраны, их желательно отсканировать (на случай если все-же Префектура начнет мухлевать). Подготовить сопроводительное письмо в двух экз. в Окружную комиссию с указанием количества Заявлений «ПРОТИВ» (образцы писем могу направить при необходимости). И в последние два дня везти в Префектуру. Лучше в последние дни, т.к. Префектура не сможет сразу понять, сколько всего подписей ПРОТИВ собрано. Они ведь тоже собирают по школам, дет. садам, ДЕЗам, ГУИСам, поликлиникам и больницам.
Сдавать подписи в Префектуру лучше разными активистами. Не желательно одним письмом везти все подписи. Их лучше рассредоточить. После сдачи сопроводительные письма с отметками Префектуры отсканировать и выложить на сайте.
Т.е. 11 апреля собрание, после чего в выходные сбор подписей, в понедельник сканирование и во вторник, среду отвоз в Преф.

Если совсем коротко: "От собрания многого не ждите. Власти пох на ваши аргументы. Приходите и сразу пишете в журнале регистрации в графе "Иные сведения": "Категорически против реализации проекта".

На публичные слушания НЕ выносят строительные чертежи, детальные схемы будущих тоннелей или эстакад. Это значит, что на общественных слушаниях жители НЕ могут согласовать непосредственно то, что будет построено.

На общественные слушания выносят проект ГРАНИЦ УЧАСТКОВ, на которых предполагают вести строительство, либо которые необходимо изменить в целях строительства. Именно поэтому документы на общественные слушания предоставляют не строительные компании, не Департамент строительства г. Москвы, а НИиПИ Генплана.

По этой причине на публичных слушаниях мы утверждаем, фактически, лишь участков – границы застройки, расширенные границы дорог, уменьшенные границы природных комплексов. И ВСЕ!

Приходите как можно раньше-регистрация с 17-00. Сами слушания с 19-00. Но можно приходить и позже и обязательно регистрироваться.

В журнале регистрации в графе "Иные сведения" пишите - "категорически против проекта".

В листе, что Вам дадут тоже пишите - "я категорически против проекта". Потом можно свои замечания и предложения, но не растекайтесь мыслью по древу. Властям они наши аргументы не сильно интересны, ибо при при подведении итогов слушаний власти интерпретируют конкретные претензии к проекту так, что будто бы вы в целом согласны с ним, но с незначительными замечаниями.

Подсчет этих листов в конце слушаний - публичная процедура!Считать все должны при ВАС, чтобы не было попыток мухлежа!

Слушания не заканчиваются 11 апреля!
В течение 7 дней после слушаний подавайте индивидуальный обращения в Окружную градостроительную комиссию!

В префектуре сдаётся в окно для приёма обращений, там на все документы ставится штампик, только по закону об обращении граждан должно быть указано полностью фио и ответный адрес.
примерная форма отзыва - можно посмотреть на сайте "дублёру-нет" в разделе "общественные слушания"

Ещё интересный момент. После обеда (в префектуре 12-12.45) на входящих документах ставится печать завтрашнего дня, поэтому если срок подачи 7 дней, то нужно на 7 день только утром до 12 часов приносить.

публичные слушания порядок проведения
публичные слушания по изменению вида разрешенного использования
публичные слушания по проекту планировки территории
публичные слушания муниципальное право

Если нужна помощь в консультировании или (до)судебном оспаривании результатов слушаний - рекомендуем адвоката специализировающегося на этой категории административных дел:

http://www.dolewka.ru/article/stanislav-stankevich-pravovaya-pomoshch

консультации по этой тематике бесплатны

консультации беспланы

комментариев 5

Отзывов 5

Аватар пользователя Дмитрий

Раньше не сталкивался с такой проблемой, конечно у власть имущих много способов одурачить безграмотный народ, но как я понял, можно и на них найти управу и отстоять свое мнение и сделать так чтоб его учли.

Аватар пользователя Скорпион

У нас года 3 назад было что-то подобное, по поводу точечной застройки. Так по границам земли там быстро нашли решения, (выделили компенсацию по двум частным сарайчикам). Но остальных интересовали не границы участка, а метод устройства фундамента, так как собирались забивать сваи. Учитывая, что жилые дома стоят на расстоянии 100-150м, мы были против.
Вопрос решили быстро, вместо свай залили монолит.

Аватар пользователя Сергей К.

Исходя из личного опыта могу сказать, что чиновники не так часто пренебрегают мнением населения из-за каких-то корыстных интересов, как в виду "врожденного" (для гос служащих) чувства выслуживаться перед вышестоящими инстанциями. Это какая-то болезнь, которая поражает всякого, кто включается в вечную игру отчетности одних уровней власти перед другими. Именно этим объясняются приведенные здесь примеры нежелания принимать документы или то, видимое, безразличие, с которым реагируют на запросы граждан и их организаций. "Поломать" эту систему в одночасье не получится. Надеюсь, что общественные слушания станут одним из механизмов, который приучит чиновников осознать, кому в стране принадлежит власть.

Аватар пользователя Скорпион

[quote=Сергей К.]Исходя из личного опыта могу сказать, что чиновники не так часто пренебрегают мнением населения из-за каких-то корыстных интересов, как в виду "врожденного" (для гос служащих) чувства выслуживаться перед вышестоящими инстанциями. Это какая-то болезнь, которая поражает всякого, кто включается в вечную игру отчетности одних уровней власти перед другими. Именно этим объясняются приведенные здесь примеры нежелания принимать документы или то, видимое, безразличие, с которым реагируют на запросы граждан и их организаций. "Поломать" эту систему в одночасье не получится. Надеюсь, что общественные слушания станут одним из механизмов, который приучит чиновников осознать, кому в стране принадлежит власть.[/quote]
Может, у нас чиновники были неправильные или представители генподрядчика, чего-то накурились. Но на наших сборах, все обошлось тихо и спокойно, выслушали наши претензии, дальше с собственниками сарайчиков беседовали отдельно. А по вопросу свайного фундамента, строители почти сразу сказали, что могут без проблем заменить его монолитом. Кстати пока велась стройка, строители по мелочам помогали по ремонту нашего дома. Но это уже заслуга нашего председателя или управдома по- старому.

Аватар пользователя zavodnik

Очень важно разбираться во всех нюансах публичных слушаний и знать по этому поводу законодательство, ведь нужно влиять на тотальную застройку и просто наплевательское отношение к тем, кто уже там живет.

Рубрики

Сообщения с форума

Вы недавно смотрели